Роботизированные коробки передач устанавливают на многие современные автомобили. В этой статье расскажем об особенностях КПП этой конструкции, а также о преимуществах робота с двойным мокрым сцеплением.
От механической КПП робот отличается наличием блока управления. А значит, водителю не придётся самостоятельно выжимать сцепление и переключать передачи, за него это сделает электроника.
От автоматической же коробки робот отличается конструкцией. По сути, эта та же «механика», но с блоком управления. Таким образом, роботизированные трансмиссии сочетают в себе удобство автомата и надёжность механики.
К важным достоинствам робота относится возможность переключения передач в ручном режиме. Водители оценят это в сложных дорожных условиях, на горных дорогах или в пробках.
Двойное сцепление
Роботизированные коробки передач, в отличие от механических, имеют два ведущих вала. На каждом из них установлены отдельные комплекты сцепления. Один из них включает нечётные передачи, другой — чётные.
Работает это так: как только на одном валу сцепление включает первую передачу, на втором валу готова к включению вторая передача. Синхронизатор и соответствующая шестерня готовы к работе, и ждут сигнала электронного блока управления. После включения второй передачи к работе подготавливаются первая и третья, выбор между которыми ЭБУ делает на основе показаний датчиков. И так далее. Два сцепления позволяют максимально ускорить переключение передач и сделать этот процесс плавным.
Сцепление, в свою очередь, может быть «сухим», как на механических КПП, или «мокрым». Сухое выглядит и работает так же, как на автомобилях с механической трансмиссией. Мокрое же многодисковое сцепление располагается в корпусе КПП и работает в масляной ванне.
Преимущества роботов с мокрым сцеплением
Роботизированные коробки передач с двойным сцеплением мокрого типа устанавливают на автомобили Jetour, модели Dashing (6- и 7-ступенчатые), X70PLUS и X90PLUS и FAW, модели BESTUNE T55, B70, T77 (7-ступенчатые).
Основное преимущество таких трансмиссий — охлаждение маслом и способность длительной работы без риска перегрева.
Роботы с мокрым сцеплением обеспечивают передачу высокого крутящего момента и экономичность. КПД и расход топлива на автомобилях с роботизированной КПП практически такие же, как и у аналогичных машин на механике. Известно, что АКПП с гидротрансформатором повышают расход топлива на 10-20%. Робот в этом смысле куда предпочтительнее!
При неспешных поездках робот обеспечивает плавное переключение передач, что способствует повышению комфорта как водителя, так и пассажиров. В скоростных режимах передачи переключаются практически мгновенно.
Срок службы трансмиссий с мокрым сцеплением выше, в сравнении с их «сухими» собратьями.
Несколько советов по эксплуатации робота с мокрым сцеплением
Нередко водители, в особенности начинающие, полагают, что, раз в автомобиле нет ручки переключения передач, то и уделять внимание работе КПП не нужно. На то он и робот, чтобы самому знать, как работать!
Знать-то он знает, но срок службы КПП и её состояние во многом зависят и от владельца автомобиля.
Робот «любит» плавную езду. При резкой смене циклов разгона и торможения нагрузка на диски сцепления многократно возрастает, и они изнашиваются быстрее. При остановке необходимо сильнее нажимать на педаль тормоза: при недожатой педали трансмиссия будет находиться в режиме трогания с места, что также способствует износу дисков.
Старайтесь избегать пробуксовок. Если уж вам «посчастливилось» застрять в снежной целине или в грязи, лучше всего поставить КПП в режим N и вытащить машину буксиром. Попытка выбраться из ловушки методом раскачки окажется губительна для трансмиссии. Также не рекомендуется злоупотреблять ездой с прицепом. Это не запрещено, но знайте, что ваш робот потребует ремонта раньше, чем вам хотелось бы.
И, конечно же, обслуживайте трансмиссию, как и машину в целом, вовремя. Все предусмотренные регламентом ТО процедуры следует проводить не позже указанных сроков. И тогда ваш автомобиль прослужит вам долго и не доставит проблем.