Если вы знаете, что означают эти аббревиатуры, пожалуй, вам и не нужно читать статью. А вот начинающему водителю стоит узнать, какими системами безопасности оборудован его автомобиль. Ведь все эти Ёклмн мало о чём говорят несведущему человеку!
Впрочем, даже если вы и знаете, что такое ABS, всё равно прочтите. Ведь вы знакомы только с теми системами, которые есть на вашем авто. А их наверняка существует больше.
Современные системы безопасности автомобиля
Для примера рассмотрим новинку от JETOUR, семейный кроссовер X70PLUS. Какими системами безопасности оснащён этот автомобиль?
ABS: Anti-lock Braking System, антиблокировочная система —
обеспечивает устойчивость и управляемость автомобиля при торможении. Во время экстренного торможения заблокированное колесо начинает скользить по дороге, что чревато заносом. Система отслеживает такие ситуации и ослабляет давление тормозной жидкости, чтобы колесо снова начало крутиться. Происходит это несколько раз в секунду, благодаря работе АБС автомобиль остаётся управляемым даже при самом экстренном торможении.
Помимо этого, система обеспечивает равномерное торможение на дорогах с неоднородным покрытием, где коэффициент сцепления для каждого колеса разный.
ESC: Electronic Control, система курсовой устойчивости —
предотвращает потерю контроля над автомобилем в ситуациях, когда машина уходит в занос. Занос очень опасен и чреват серьёзным ДТП даже если за рулём автомобиля находится опытный водитель. По оценкам экспертов, работа системы ESC на кроссоверах снижает риск смертельный аварий на 30%. Работает система так: когда ESC «видит», что машину начинает заносить, она притормаживает соответствующее колесо таким образом, чтобы автомобиль выровнялся.
EBD: Electronic Brake Distribution, система распределения тормозных усилий
Суть работы системы понятна из её названия. В момент торможения автомобиля всегда происходит смещение центра его тяжести. При прямолинейном движении — на переднюю часть, при торможении в повороте — на колёса, идущие по внешней стороне. Это может привести к блокировке колёс, заносу и потере управления. Система EBD работает в связке с ABS, контролирует сцепление колёс с покрытием и распределяет тормозные усилия на каждое колесо таким образом, чтобы обеспечить максимальную устойчивость и безопасность.
BAS: Brake Assist System, система помощи при экстренном торможении
Если все вышеперечисленные системы помощи при торможении обеспечивают управляемость автомобиля, то предназначение BAS — сделать тормозной путь максимально коротким.
Стабильность движения и устойчивость автомобиля — забота других систем. BAS же заточена под одну цель: короткий тормозной путь. В очень многих ситуациях длина тормозного пути может оказаться решающим фактором безопасности.
HAZ: система предупреждения об экстренном торможении —
в России больше известна под названием ESS (Emergency Stop Signal). При экстренном торможении система включит не только стоп-сигналы, но и аварийную сигнализацию. Она предназначена для оповещения водителей едущих за вами транспортных средств, что вы не просто притормаживаете, а резко тормозите.
TCS: Traction Control System, противобуксовочная система
Колёса могут потерять сцепление с дорожным покрытием не только в момент торможения. Начало движения, ускорение, добавление газа в повороте, — в этих ситуациях колёса также могут «провернуться», в особенности на скользком покрытии. Для случаев, за которыми не может уследить ABS, и создана система TCS.
Если датчик показывает проскальзывание колеса, система тут же снизит подачу топлива для увеличения крутящего момента, или притормозит буксующее колесо, или сделает то и другое одновременно.
RMI: Roll Movement Intervention, система предотвращения опрокидывания
Чем выше автомобиль, тем больше он может накрениться в повороте. За тем, чтобы этот крен не стал слишком большим, следит система RMI. Работает она в связке с ESC, и предотвращает опрокидывание автомобиля. Система отслеживает скорость движения, угол поворота руля и наличие центробежных сил. Если кроссовер войдёт в поворот на слишком высокой скорости, или водитель резко вывернет руль, RMI не допустит опасного крена.
HSA: Hill Start Assist, система помощи при старте в гору
При старте на подъёме даже опытному водителю не всегда удаётся тронуться с места так, чтобы машина не подалась вниз. Предотвратить это поможет система HSA. Она создаст дополнительное тормозное усилие, чтобы автомобиль удержался на месте в момент, когда водитель переносит ногу с педали тормоза на педаль газа.
HDC: Hill Descent Control, система помощи при спуске с горы —
работает совместно с системой распределения тормозных усилий и предотвращает нежелательное ускорение автомобиля при спуске на горной дороге. Водителю не нужно работать педалями тормоза и газа, система всё сделает сама.
TMPS: Tyre Pressure Monitoring System, система контроля давления в шинах —
отслеживает показания установленных на колёсах датчиков и своевременно информирует водителя о снижении давления в одной из шин.
Системы помощи водителю SmartTravelTM
Помимо систем безопасности, X70PLUS предлагает водителю комплекс систем помощи, которые призваны облегчить управление автомобилем в той или иной ситуации.
BSD: Blind Spot Detection, система мониторинга слепых зон
Специальные датчики-радары контролируют пространство позади и сбоку автомобиля, и оповещают водителя, если там появится транспортное средство, которое он может не заметить в боковых зеркалах.
LDWS: Lane Departure Warning System, система предупреждения об отклонении с полосы
Система с видеокамерой отслеживает положение автомобиля на дороге, и предупреждает водителя о выезде со своей полосы движения.
FCW: Forward Collision Warning, система предотвращения фронтальных столкновений
Если дистанция до впередиидущего транспортного средства станет критически малой, система предупредит водителя о риске столкновения.
AEBS: Automated Emergency Braking System, система аварийного торможения
Если водитель не отреагирует на предупреждение FCW и риск столкновения увеличится, автомобиль затормозит самостоятельно.
RCTA: Rear Cross Traffic Alert, система предупреждения боковых столкновений при движении задним ходом
Теперь при парковке можно не нервничать: автомобиль предупредит водителя, если возникнет опасность столкновения при маневрировании задним ходом.
LCA: Lane Change Assist, система помощи при перестроении —
контролирует слепые зоны и предупреждает водителя об опасности во время смены полосы движения.
HMA: High Beam Assist, система адаптивного переключения дальнего и ближнего света
Отслеживая дорожные условия, расстояние до встречных автомобилей и другие параметры, система автоматически переключает режимы ближнего и дальнего света фар.
Все ли эти системы равноценны по значимости, можно ли прожить без них? Можно-то можно, и у многих водителей со стажем есть опыт управления автомобилями вовсе без каких-либо систем. Но чем удобнее и безопаснее управлять машиной, тем лучше! В статье рассказано о 17 системах. Это означает, что в 17 различных ситуациях Jetour X70PLUS поможет своему владельцу избежать неприятностей. А это, согласитесь, немало.