С дальним прицелом
Кто бы что ни говорил, но китайцы учатся. И делают это хорошо и быстро, а главное - с охотой. Коли учиться неохота, да еще на своих ошибках, ничего путного не выйдет. Я хорошо помню, что представляли собой первые китайские автомобили, попавшие к нам на тест. Если снаружи еще ничего, то внутри - отвратительный пластик со стойким фенольным запахом, примитивный дизайн с вычурными решениями в виде пластикового дерева или не менее пластикового алюминия. Но буквально в течение года с одной и той же моделью могли происходить перемены к лучшему. На самом деле появление Chery A1 на рынке - событие более значимое, если копнуть немножко глубже. Автомобиль создан совместно с... Chrysler Group и будет продаваться на американском и европейском рынках под именем Dodge Breez. Или на американском и латиноамериканском... Информация по автомобилю имеется самая различная. Кстати, для некоторых рынков существует еще одно название - Kimo. А все заварилось с того, что "в скором времени Chery планирует серьезное наступление на американский автомобильный рынок", и модели А1 отводится серьезная роль в этой экспансии. Уже в I квартале 2008 года согласно договору с компанией Chrysler на автомобильный рынок США будет поставлено несколько тысяч штук Chery A1. В Америке резко возрос интерес к небольшим и экономичным автомобилям. Правление компании Chrysler решило, что более выгодно наладить сотрудничество с китайскими автопроизводителями, чем внедрять новую модель с нуля. Правда, пока непонятно, кто в этом дуэте за что именно будет отвечать. Но автомобиль уже есть, и даже имеются малочисленные фото американского варианта - Dodge Breez. Отличаются автомобили, как можно было предположить, только эмблемами.
Кто во что горазд
Учитывая, что бороться на европейском рынке придется с очень серьезными соперниками, китайцы с американцами привлекли для разработки машины целую интернациональную команду специалистов. Разработкой дизайна кузова занималось знаменитое ателье Bertone и свою работу, чего уж там, выполнило если не на "отлично", то на твердую "четверку". И пусть Chery A1 похож на все компактные однообъемники Европы и Японии сразу, свое лицо у него есть. Облик получился сбалансированный, без вычурных, кричащих решений, которыми так грешат китайские дизайнеры. Спокойные, умеренные линии. Можно сказать, классика компактного жанра. Но есть и оригинальные детали вроде фар и фонарей. Я бы сказал, автомобиль вызывает живой интерес окружающих, мало знакомых с китайским автопромом и уж тем более с шильдиками Chery. Убери их с машины - и вовсе станет непонятно, откуда эта "зверушка" родом. Как гласят выдержки из пресс-релизов, над интерьером работали британские специалисты. И поработали, надо сказать, хоть и без огонька, но толково и кое-где оригинально. И в первую очередь эта "оригинальность" проявилась в панели приборов, накрытой "трехкупольным" козырьком. Такое уже встречалось на маленьком А-классе от Mercedes. Мерседесовским духом веет и от самих приборов. Особенно от спидометра, центральную часть которого занимает круглый информационный дисплей бортового компьтера, из-за чего по кругу бегает лишь часть красной стрелки. В принципе решение хоть и подсмотренное, но вполне органично вписывающееся в общую стилистику. Правда, шрифт и риски на спидометре подобраны не очень удачно - считывать показания мгновенно не получается. На информационном дисплее отображается общий пробег, суточный и мгновенный расход топлива. На большее не рассчитывайте - просмотр других параметров не предусмотрен.
Оригинально выглядит и рулевое колесо с выпуклыми спицами. Пластик, конечно, не ахти, но хоть в руках не скользит и довольно мягкий. На ступице есть обнадеживающая надпись, свидетельствующая о наличии подушки безопасности. Последняя имеется и у переднего пассажира. Центральная консоль оригинальностью не блещет, но удобна и функциональна. Ничего лишнего. Три вращающиеся рукоятки управления отоплением и вентиляцией да простенький блок управления стереосистемой, которая, кстати, проигрывает MP3 и даже имеет вход мини-USB для подключения внешних устройств. А вот звук стереосистемы огорчил: плоский, пластиковый и невыразительный, как у китайских бумбоксов. И что самое обидное для владельцев - заменить ее нельзя, только если опционной DVD-системой.
Есть еще две оригинальные детали. Первая - это рычаг ручного тормоза, выполненный в виде плоского лепестка с клавишей изнутри. Выглядит-то он оригинально, а вот пользоваться им совсем неудобно. Вторая деталь - странно изогнутый в угоду непонятно чему рычаг механической коробки передач. Хотя в итоге его расположение оказалось весьма удобным. Кроме того, рычаг МКП отличается легкими, пожалуй, слишком легкими ходами и не совсем внятной фиксацией. Однако ошибок даже при быстрых переключениях не происходит.
Посадка водителя оказалась удивительно удобной, несмотря на то, что руль не регулируется по вылету. Взаимное расположение рулевого колеса, педалей и кресла выбрано удачно. Конечно, не сказать, что сидишь как влитой, но и явных неудобств не испытываешь, что для городского автомобиля уже хорошо. Правда, даже при моем субтильном телосложении кресло показалось тесноватым. Валики на боках и бедрах, видимо, слишком широкие. В целом "британские специалисты" порадовали. Конечно, в мелочах интерьер не соответствует уровню даже средних европейских аналогов, но производит вполне благопристойное впечатление. Хотя качество материалов могло быть и получше. Да и от фенольного запаха дешевого пластика способны избавиться даже китайцы, но почему-то не избавились.
А вот задние места порадовали. Конечно, при такой скромной ширине было бы глупо ожидать комфортной посадки трех пассажиров, а вот двое помещаются безо всяких проблем: места хватает и для ног, и для головы. А вот для багажника осталось совсем мало пространства - всего 190 литров. Но если сложить спинки заднего сиденья, в багажном отсеке помещается уже 845 литров груза. Здесь не обошлось без сюрпризов. В дополнение к стандартному набору инструментов я обнаружил баночку шампуня и тряпочку в упаковке. По словам представителя дилера, это входит в базовую комплектацию. Забавно.
От Китая до Европы - один шаг
Под капотом Chery A1 трудится бензиновый двигатель объемом 1,3 литра и мощность 83 л.с., созданный совместными усилиями китайских и австрийских конструкторов из компании AVL. А блок управления двигателем - от именитой компании Bosch. Возможно, оттого что чудес управляемости я не ждал, Chery A1 преподнес приятный сюрприз. Поехал, причем довольно неплохо. Сразу понравились внятные педали, сцепление информативное, с небольшим ходом - дамам старт с места будет удаваться безо всяких проблем. В заявленные 83 л.с. верится с трудом, но благодаря коротким передачам динамика Chery A1 не заставляет затравленно тянуться в первом ряду. Вжик-вжик, моторчик моментально выкручивается до ограничителя, только успевай передачи переключать. Вот только звук его оставляет желать лучшего. Жаль, потому что именно акустический комфорт, точнее, его отсутствие заставляет сбросить обороты. А ведь и подвеска неплоха для такого класса: она мягко отрабатывает все мелкие и средние неровности и даже на крупных редко допускает удары. При этом и в поворотах Chery A1 не позволяет себе критических кренов, а за траекторию "держится" цепко. Еще бы чуть больше информативности рулевому управлению, и было бы совсем хорошо. В пределе Chery A1 соскальзывает передней осью, и даже если намеренно резко сбросить "газ", автомобиль лишь перейдет в легкое скольжение четырьмя колесами. На занос нет и намека, что хорошо, безопасно и надежно. На высокой скорости, а для Chery A1 это больше 130 км/ч, чувство уверенности понемногу пропадает, хотя даже на 160 км/ч автомобиль все еще послушен. Но по соображениям безопасности и комфорта оптимальная скорость не выше 120 км/ч.
И в заключение хочется еще раз повторить: удивил меня Chery A1. Во всяком случае, это тот автомобиль, который при определенных условиях вполне может стать популярным в своем классе. Пока же смущает только китайское происхождение.